Перейти к основному содержанию

Как обучать топ-менеджеров

Как обучать топ-менеджеров
Статья-тренинг
| Евгения Сёмина

Топ-менеджеры – это люди, которые меньше всего любят учиться на тренингах. 

Обычно менеджеры высшего звена ищут для себя варианты элитного образования, посещая управленческие школы, MBA и стажировки за рубежом в крупных международных компаниях. 

Мы, однако, осветим ту область в развитии топ-менеджмента, которая касается управления людьми, и где тренер или коуч смогли бы внести существенный вклад в достижениях руководителей высшего звена.

Под топ-менеджерами мы будем понимать руководителей, которые относятся к одной из следующих категорий:

- Владельцы бизнеса;
- Генеральные менеджеры;
- Директора функциональных направлений бизнеса.

В любом случае мы имеем дело с людьми, которые управляют командой руководителей, а не специалистами. Также важно учесть, что под управлением топ-менеджера находится либо весь бизнес, либо функциональное направление, которое представляет собой, с одной стороны, часть бизнеса, а с другой, крупное самостоятельное подразделение (финансы, маркетинг, персонал, производство и др.).

Топ-менеджеры имеют разнообразный и глубокий практический опыт в управлении большими коллективами. Быть руководителем – это их профессия, и руководители такого уровня прекрасно осознают, что их основная деятельность – это управление персоналом и принятие решений относительно бизнеса. Их уже почти не касается экспертиза в какой-либо профессиональной области. 

В работе топ-менеджера очень мало задач связано с управлением людьми. В основном руководители такого уровня занимаются представительской деятельностью внутри и вне компании. То есть основная их задача – ведение встреч и переговоров для принятия ключевых решений, выступление на важных презентациях, переговоры о получении ресурсов для своего направления на внутренних совещаниях компании. И лишь часть своего времени они посвящают управлению людьми, да и то имеют дело только с руководителями, находящимися у них в подчинении.

Основные управленческие задачи в отношении подчиненных:

- стратегическое целеполагание;
- подбор управленческой команды;
- оценка управленческой команды;
- развитие ключевых руководителей через коучинг;
- делегирование;
- принятие решений совместно с управленческой командой;
- разработка и реализация систем мотивирования для функционального подразделения или компании в целом;
- проведение крупных совещаний и презентаций.

Сложности

- Продвигая подчиненных, могут оценивать больше их качества как специалиста, нежели лидерский потенциал.
- Не всегда уделяют должное внимание построению коммуникаций с другими подразделениями.
- Сосредоточены на выполнении задач бизнеса, не уделяя внимания сплочению команды, развитию и мотивированию подчиненных.
- Не всегда видят коммерческие последствия принятых решений и их влияние в целом на эффективность компании.
- Не всегда умеют доносить стратегические цели компании так, чтобы их знали на самом низовом уровне персонала.
- Не уделяют достаточного внимания своим презентационным умениям как способу влияния на большую массу людей.

Способы влияния на сотрудников, которые возможны на этом уровне:

- стратегическое развитие;
- целеполагание и управленческие решения;
- партнерство;
- авторитет и имидж;
- харизматичность;
- эмоциональное заражение;
 - управленческое решение и целеполагание;
- личное влияние и влиятельность;
- материальное мотивирование;
- решения по поводу карьерного развития подчиненных;
- увольнение;
- структурные изменения, наделение ответственностью в новой структуре.

Особенности разработки и проведения обучения в области управления персоналом для топ-менеджеров

Из форм обучения, которые можно предложить для обучения топ-менеджеров, можно выделить следующие:

- Бизнес-симуляция;
- Коучинг;
- Стратегические сессии для управленческих команд;
- Тренинг.

Топ-менеджеры готовы учиться только в одном случае: когда им нужно получить совершенно конкретный результат в бизнесе. 

Например, внедрение стратегии эффективного сервиса и стандартов обслуживания в компании, повышение прибыли компании на 20%, расширение компании и создание новой организационной структуры, умение проводить презентацию для публики высокого статуса и др.

Поэтому обучение и развитие топ-менеджеров должно быть основано на конкретной цели, которую заявляет руководитель. Обучение для людей, относящихся к этой категории менеджмента, должно, прежде всего, носить индивидуальный характер, даже если само обучение происходит в групповом формате. 

Итогом любой обучающей программы для топ-менеджмента должны стать или сформированные умения, или четкая стратегия и программа действий руководителя и его команды для достижения какой-либо цели. Однако это должна быть стратегия, разработанная и принятая с учетом управленческих особенностей руководителя, ее внедряющего, и с учетом бизнес-среды компании.

Логику выстраивания программы обучения для высшего менеджмента можно обозначить следующим образом: тренинг меньше всего подходит как формат обучения топ-менеджеров. 

Мы можем использовать тренинг только в таких случаях, когда руководителя нужно научить, например, проводить совещания на высоком уровне, создавать и проводить презентации, использовать эмоциональное заражение и другие формы личностного воздействия на аудиторию. При этом тренинг должен на 95% состоять из практики и закончиться только тогда, когда тренер будет уверен, что необходимые навыки будут освоены топ-менеджером полностью.

Коучинг является основным инструментом развития руководителей высокого уровня. Особенно если мы говорим о развитии навыков управления для владельцев компаний и генеральных директоров. Стратегическая сессия для управленческих команд является частным случаем коучинга. 

В любом случае коучинг является единственным инструментом для работы с личными целями руководителя, а ведь мы знаем, что именно на личных целях управляющего бизнесом основано все развитие компании и достижения компании зависят напрямую от амбициозности ее владельца. Коучинг эффективно используется для развития уникальных качеств топ-менеджера и для снятия ограничивающих убеждений, мешающих достижению целей. Ни в каких других форматах обучения нельзя достигнуть таких результатов, как в коучинге, так как этот инструмент развития работает не с теориями и отстраненной информацией, а с личностью менеджера.

Бизнес-симуляция – очень распространенный способ обучения руководителей высшего уровня. Бизнес-симуляция – это игра, которая моделирует реальный бизнес в условиях аудитории. Этот формат обучения является эффективным инструментом развития для директоров функциональных подразделений, так как формирует у них умение оценивать свои управленческие решения и их влияние на бизнес компании в целом. Зачастую руководители высшего уровня недостаточно просчитывают, насколько их решения соотносятся с целями как компании в целом, так и с целями соседних функциональных направлений бизнеса. Бизнес-симуляция в полной мере раскрывает эту проблему и обучает действовать наиболее эффективным образом. 

Бизнес симуляция не содержит теории и имеет довольно свободные рамки для проявления предпринимательских и управленческих талантов сотрудников, потому каждый руководитель может оценить свою личную эффективность в управлении людьми и быстро получить обратную связь от команды. Подобную обратную связь руководитель не может получить от своих подчиненных, поэтому этот аспект тоже делает бизнес-симуляцию ценным инструментом для обучения. 

Отдельно заметим, что бизнес-симуляция интересна и полезна даже тем руководителям, которые прошли множество тренингов. Вы никогда не услышите от "топов", прошедших симуляцию, что обучение было подобрано для них неэффективно.

Модули, которые могут войти в программу обучения:

- Подбор и оценка руководителей.
- Формирование управленческой команды.
- Коучинг как инструмент развития.
- Технология ведения совещания.
- Технологии принятия управленческих решений.
- Наемный руководитель как предприниматель.
- Индивидуальная работа с образом и имиджем.
- Презентационные навыки руководителя.
- Переговоры на высоком уровне.

Успешного вам развития!

Получите консультацию
бесплатно
Здравствуйте!
Заполните форму заявки и наш специалист свяжется с Вами в период с 10:00 до 18:00 по будням
Ваше имя
Введите имя
Ваш e-mail
Ваш телефон
Введите телефон
Вашe сообщение
Введите сообщение